Орфография и каллиграфия

Или как красивый почерк помогает избежать ошибок при письме...

Каллиграфия – это искусство писать красивым и чётким почерком. Как показывают наблюдения, в последнее время педагоги всё меньше и меньше уделяют внимания выработке каллиграфического почерка у детей. С одной стороны, это вполне можно объяснить сложностью процесса формирования графического навыка и большим объемом изучаемого на уроке материала. Кроме того, сегодня умение использовать рукописный способ общения не является исключительно важным.

Однако, с другой стороны, в некоторых случаях существует тесная взаимосвязь каллиграфии и орфографии. К примеру, замечено, что при крупном почерке детям сложнее дается орфография, чем школьникам с нормальным почерком. Это объясняется тем, что детский глаз с напряжением охватывает слово,  написанное крупным почерком, и с трудом воспринимает подлежащие усвоению орфограммы.

Неправильное или нечёткое написание букв, их соединений приводит к ошибкам в тексте. А в результате механического закрепления письма на примере образцов (Аа, Вв, Оо) при написании слов у ребёнка появляются лишние двойные буквы. Всё дело в том, что сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти школьников и на определённое время сохраняется в их письме.

Если ребёнок торопится, в его письме зачастую наблюдаются замены и искажения букв. Это можно объяснить тем, что некоторые буквы схожи зрительно (например, о и а, и и ш), а некоторые – схожи в движениях руки при их написании ( п и т, л и м) поскольку начертание первого элемента совпадает.

Слишком медленное письмо может привести к пропуску некоторых гласных или согласных. Самой распространённой ошибкой такого рода является разница в темпе мысленного проговаривание слова и темпе его записи. К примеру, когда ученик при записи слова «маки» мысленно проговаривает первый слог, а успевает записать только первую букву, а затем проговаривает второй слог и начинает сразу воспроизводить его в записи. В результате вместо «маки» получается «мки».

Письмо – это фиксация человеческой речи при помощи начертательных образов (букв, объединение которых в слоги и слова регулируется специальными правилами каллиграфии и орфографии). Из этого вытекает взаимосвязь красивого почерка и грамотности. Именно по этой причине педагог, уделяющий больше внимания чёткости начертания букв, их правильному соединению, разборчивости письма в начальной школе, обеспечивает условия для выработки орфографически грамотного письма в дальнейшем.

Возврат к списку